Новости

06.10.2017

Глобальное потепление к бизнесу

Осенью этого года Государственная Дума РФ рассмотрит законопроект о масштабной реформе контрольно-надзорной деятельности в отношении предпринимателей. Необходимость пересмотра действующей ещё с советских времён системы проверок в нашей стране обсуждалась более десяти лет, но лишь в последние несколько лет федеральные власти взялись за решение вопроса вплотную. О том, что именно должно измениться и какую роль в реформе сможет сыграть само бизнес-сообщество, нам рассказал депутат Костромской областной Думы VI созыва и председатель регионального отделения общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Дмитрий Абакумов.
 - Дмитрий Геннадьевич, почему за реформирование контрольно-надзорной деятельности в бизнесе взялись именно сейчас? 
- Эта необходимость назрела давно. Существующая система контроля и надзора предпринимательской деятельности практически не менялась полвека, ещё со времён СССР. Для справки, только в 2015 году было проведено более двух миллионов проверок бизнеса, которыми занималось около 40 различных ведомств. Лишь в 15% из них были выявлены нарушения. И, тем не менее, в том же году на производстве в нашей стране погибло 80 тысяч человек. Можно констатировать что действующая система в значительной степени основана на архаичных и неэффективных методах. 
Сказать, сколько из существующих двух сотен типов и видов проверок бизнеса сейчас дублируют друг друга, не дают результата, точно нельзя. Но значительная их доля просто-напросто неэффективна и избыточна. А издержки бизнес-сообщества, от непосредственно взаимодействия с надзорными контролирующими органами, по оценкам экспертов, насчитывают более триллиона рублей – 5% ВВП страны. И, наконец, Правительство России обратило на эту проблему самое пристальное внимание и привлекает к разработке базового федерального закона все заинтересованные стороны. 
Какие задачи преследует реформа?
 - Основных целей восемь. Во-первых, это полный переход контроля и надзора на рискоориентированный подход. Речь не идёт о снятии контроля и ведению бизнеса на самотёк. Но нельзя проверять нефтедобывающую платформу или атомную электростанцию также часто и всесторонне как цветочный магазин или газетный киоск, как это происходило еще совсем недавно. В настоящий момент планируется поделить весь бизнес на пять категорий рисков, в зависимости от которых и будут производиться контроль. Вторая задача – проанализировать устаревшие, дублирующие и избыточные функции по всем видам надзора, актуализировать и сократить число требований к предпринимательской деятельности. Третье – это замена репрессивного подхода со стороны проверяющих ведомств на превентивный, то есть уход от наложения всевозможных санкций на бизнес в пользу профилактической работы. На практике в 9 из 10 случаев предприниматель нарушат то или иное требование закона неумышленно. 
В-четвёртых, это масштабная информатизация контрольно-надзорной деятельности. Взаимодействие бизнеса и проверяющих ведомств в 90% случаев должно осуществляться в электронном виде, а не путём личных контактов, как это происходит сейчас. Отсюда вытекает и пятая задача реформы – снижение коррупционной составляющей в контролирующих органах. Шестой пункт, также вытекающий из предыдущего – это повышение престижа и уровня оплаты труда проверяющих. Седьмая задача – ликвидация так называемой палочной системы в подобных ведомствах. Давно очевидно, что эффективность того или иного контролирующего органа должна измеряться не по числу выписанных штрафов и протоколов, а на основании комплексных результатов деятельности, таких как снижения смертности и аварийности на производствах и так далее. И наконец восьмая цель – это всероссийский охват реформы и быстрое, эффективное выполнение её этапов на территории всей страны.
 - Обычно при принятии подобных законопроектов государство всё же исходит из собственных интересов и мало прислушивается к бизнесу. На этот раз будет иначе?
 - Действительно, бизнесу предложено принять в разработке законопроекта самое непосредственное активное участие. 19 июля министр по вопросам Открытого Правительства Михаил Абызов, курирующий реформу, и так называемая «бизнес-четвёрка» подписали специальный меморандум о сотрудничестве. Этот документ как раз и предусматривает привлечение ведущих деловых объединений страны — РСПП, ТПП, «Деловая Россия» и «Опора России» к участию как в консультациях во время подготовки закона, так и в дальнейшей оценке снижения административной нагрузки на бизнес после его принятия. Аналогичное совещание уже состоялось и в администрации Костромской области.
 По сути эта работа уже началась и я призываю своих коллег-предпринимателей проявить активность, выразить свою позицию и не оставаться в стороне. В настоящий момент все существующие контрольно-надзорные ведомства проводят у себя публичные консультации по проработке вопроса и пересмотру количества и порядка проверок по каждому направлению. На эти встречи приглашаются и предприниматели и от эффективности этой совместной работы в конечном итоге зависит результат всей реформы. А это, по замыслу разработчиков, двукратное снижение административного давления на бизнес, смертности на производстве и сокращения материального ущерба на 2,5 триллиона рублей уже к 2024 году.

Возврат к списку

Партнеры