Член Костромского отделения «Деловой России» Михаил Левыкин принял участие в заседании общественно-консультативного совета при Костромском УФАС России. Одна из тем заседания касалась вопросов газоснабжения, которые могут рассматриваться, как дискриминационные. Речь шла о позиции Костромского УФАС России по вопросу заключения договоров газоснабжения, и опыте взаимодействия предпринимателей с газоснабжающими организациями.
Руководитель Костромского УФАС Олег Ревельцев в своем докладе проинформировал участников заседания о решении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 15 июня 2010 года N 325/10. Согласно позиции ФАС России, судебная практика, сложилась таким образом, что взыскание неустойки за превышение лимитов использования газа при определенных условиях, признано незаконным. Олег Ревельцев подчеркнул, что согласно ст. 330 ГК РФ, включение в договор положения о неустойке является добровольным волеизъявлением обоих сторон и не является обязательным.
Согласно п.4 пп.17 Постановления Правительства РФ от 5 февраля 1998 г. N 162 «Об утверждении Правил поставки газа в Российской Федерации» при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком, газотранспортной или газораспределительной организацией покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки за каждые сутки с применением сезонных коэффициентов: с 15 апреля по 15 сентября — 1,1, с 16 сентября по 14 апреля — 1,5.
Во многих регионах газоснабжающие организации устанавливают штрафные санкции, в виде неустойки или непосредственно самих штрафов. Президиум Высшего Арбитражного Суда занял простую и определенную позицию: если постановлением правительства установлен порядок ценообразования в виде повышающих коэффициентов, в данном случае условия о штрафах и неустойках должны быть согласованы, то есть ни одна сторона не возражает об установлении штрафных санкций и их величине. По словам Олега Ревельцева, в части нарушение антимонопольного законодательства, в данном случае, на газоснабжающие организации могут распространяться положение ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции», данной статьей запрещается злоупотребление доминирующим положением в виде навязывания невыгодных условий договора. Под навязыванием ФАС России и Высший Арбитражный Суд рассматривают как раз тот случай, когда лицо, которое заключает договор с газоснабжающей организацией несогласно с размером и наличием штрафных санкций за перебор газа и когда оно выражает свое несогласие письменно. Одной из форм навязывания является несогласие вести переговорный процесс по условиям соглашения, особенно это касается случаев наличия устных или письменных угроз касающихся отключения от газоснабжения или расторжения договора. В случае, когда сторона согласилась и не принимала ни каких мер, и не осуществляла переписки, данное положение газоснабжения не будет признаваться как злоупотребление доминирующим положением. В последних пунктах постановления указано, что данное толкование является общеобязательным, подлежит применению арбитражными судами при рассмотрении аналогичных дел, данное решение не может являться основанием для работы по договорам, которые были заключены ранее.
Договор газоснабжения заключается на год с последующей пролонгацией. В любом договоре есть условия расторжения. Предприниматели, по мнению Костромского УФАС, должны оценить условия договоров, касаемые штрафных санкций за перебор газа и начать переговорный процесс с газоснабжающей организацией. Практика показывает, что коммерческие организации могут отстаивать свои права в вопросах газоснабжения.
Михаил Левыкин привел пример своих взаимоотношений с газоснабжающей организаций. В 2004 году, по словам предпринимателя, был определен лимит поставки газа. На письменные просьбы об увеличении лимита был получен отказ по причинам, обоснованным технической или экономической возможностью газоснабжающей организации. Однако при заключении дополнительных соглашений с условиями поставки с повышающим коэффициент 1,5 были предоставлены необходимые объемы газа.
По словам Олега Ревельцева, в данной ситуации есть все основания для более детального изучения ситуации на предмет выявления признаков злоупотребления доминирующим положением газоснабжающей организацией. Руководитель Костромского УФАС предложил членам общественных объединений провести мониторинг проблем газоснабжения и заверил, что УФАС обладает достаточными ресурсами и возможностями, чтобы пресечь нарушения в отрасли газоснабжения.