19 апреля были представлены предложения группы «Развитие инфраструктуры и сервисных отраслей». Работу по данному направлению возглавил председатель Костромского отделения «Деловой России» Дмитрий Аббакумов. Предложения группы дополнят стратегию социально-экономического развития Костромской области до 2020 года. В работе группы активное участие приняли члены костромского отделения «Деловой России» Юрий Гусев, Маргарита Лынова, Светлана Морозова.
В настоящее время Администрация Костромской области ведет работу по разработке стратегии социально-экономического развития Костромской области до 2020 года. В работе над планом стратегического развития региона, при координации департамента экономического развития Костромской области, участвуют бизнесмены, ученые, представители органов государственной власти и местного самоуправления. Костромскими лидерами общественного мнения дорабатывается видение стратегии развития Костромской представили области коллектива авторов под руководством Академика А.Г.Аганбегяна. (Академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС).
Группа «Развитие инфраструктуры и сервисных отраслей» готовила предложения по решению проблемных вопросов: газификации, топливно-энергетического комплекса, водоснабжения, ЖКХ, транспортного и дорожного хозяйства Костромской области.
В докладе было отмечено, что в энергоизбыточном регионе — тарифы на электроэнергию одни из самых высоких в ЦФО. Рыночный подход: «чем больше регион потребляет — тем ниже для него цена», по мнению группы не подходит для регионального развития. Регионы-аутсайдеры не имеют шансов вырваться вперед, так как находятся в худших конкурентных условиях. Группа рекомендует предусмотреть возможность отпуска электроэнергии потребителям Костромской области, минуя сложную систему оптового рынка. Понятно, что данное предложение практически не выполнимо, но не отметить данную проблему рабочая группа не могла.
Участники рабочей группы выделили основные факторы сдерживания дальнейшей газификации региона, среди них:
недостатки лимитов газа в различных районах области, вследствие чего, происходит удорожание инвестиционных проектов;
износ газовых сетей и увеличением необходимых средств на их реконструкцию;
длительные сроки проектирования и согласования нового строительства, которые превышают сроки самого строительства и сдерживают его;
неопределенность с передачей газоснабжения Костромской области от ОАО «Газпром» в ОАО «Новатэк» и его намерений продолжать газификацию области.
По вопросам ЖКХ группой были внесены следующие предложения:
Продлить деятельность фонда реформирования ЖКХ и расширить деятельность фонда на сферу коммунальной инфраструктуры.
Решить застарелую проблему «безхозных» коммунальных сетей. Необходима постановка сетей на баланс с конкретными сроками и ответственными.
Сделать бесплатной процедуру получения технических паспортов на объекты коммунальной инфраструктуры для муниципальных образований.
Внедрить механизм государственно-частного партнерства в сферу ЖКХ. Привлечение частных инвестиций через прозрачный и экономически обоснованный механизм.
К предложениям по развитию транспорта и дорожное хозяйства относятся:
поддержка и развитие местных ДЭПов. Укрепление их материально-технической базы;
строительство 2-го моста через Волгу;
внедрение Федеральной контрактной системы. В случае, когда основным критерием победы является цена — невозможно говорить о качестве практически во всех сферах строительства, в том числе дорожного. Требуется скорейшее внедрение контрактной системы с четкими критериями отбора (возможно предварительного отбора) участников торгов .
При анализе проекта Стратегии развития Костромской области практически во всех сферах, связанных с инфраструктурой и сервисными отраслями члены группы приходили ко мнению, что основные проблемы находятся за границами полномочий региональных или муниципальных органов власти.
- Требуется реформа «правил игры» между бизнесом и естественными монополиями. Критериями эффективности работы МРСК, Межрегионгаз должны стать количество новых подключений для предпринимателей. Требуется упрощение разрешительных процедур и сокращение сроков. Предлагаем передать полномочия по разрешению споров между предпринимателями и естественными монополиями на региональный уровень, чтобы региональные власти имели большее влияние на эти отрасли.
- Реформировать систему межбюджетных отношений РФ таким образом, чтобы все налоги уплачивались по месту расположения основных фондов предприятий. Костромская ГРЭС потребляет более 75% газа поступающего в Костромскую область, (в регионе создался дефицит газовых лимитов) при этом налог на прибыль не поступает в региональный бюджет.
- Система «перекрестного субсидирования» в электроэнергетике региона, при которой де-факто все предприятия Костромской области «приговорены» к социальной ответственности, так как в их тарифы по электричеству заложены льготы всему населению Костромской области. Это около 1 миллиарда рублей в год.
- Проблема экономически необоснованной цены за технологическое присоединение к электросетям во всей Российской Федерации.
В доработке стратегии участвует 8 рабочих групп по направлениям: «Промышленный рост», «Развитие сельского хозяйства», «Развитие нематериальных активов», «Рост качества управления, в т.ч. местного самоуправления», «Развитие инфраструктуры и сервисных отраслей», «Социальное развитие», «Анализ состояния минерально-сырьевой базы области» и «Взаимодействие власти, драйверов развития и производственных сил». В июне комплексный план по социально-экономическому развитию Костромского региона поступит на рассмотрение губернатора Костромской области.