В рамках экономического форума «Территория возможностей – курс на развитие», приуроченного к областному Дню предпринимателя, состоялись многочисленные круглые столы, тренинги и мастер-классы для представителей костромского бизнеса.
Один из круглых столов назывался «Социальное предпринимательство в регионах: стереотипы общества и власти, стратегии их преодоления». Он привлек повышенное внимание участников форума. Для участия в дискуссии были приглашены авторитетные эксперты из Москвы, Санкт-Петербурга, Иванова. Заседание вел председатель Костромского областного отделения общества «Знание», кандидат психологических наук Александр Максименко. Во вступительном слове он отметил, что социальное предпринимательство как явление экономической жизни в последнее время бурно развивается. Однако до сих пор нет его четкого определения, много белых пятен в законодательной базе. С интересом было встречено выступление директора по исследованиям АНО «Центр социальных инициатив» (г. Кострома), кандидата экономических наук Екатерины Пичугиной. Она презентовала аудитории результаты исследования «Барьеры и фобии у поколения Y к занятию социальным предпринимательством”. Поколение Y – это поколение родившихся после 1983 года, встретивших новое тысячелетие в молодом возрасте и характеризующееся прежде всего глубокой вовлеченностью в цифровые технологии. Для этой возрастной категории на первом плане пока в основном строительство личной карьеры, а не участие в решении социальных проблем.
Но такой подход уже не характерен.«В настоящее время мы видим возрастающий интерес к социальному предпринимательству как со стороны представителей реального сектора экономики, так и со стороны общества в целом, — считает менеджер проектов АНО «Центр развития некоммерческих организаций» (г. Санкт-Петербург) Анастасия Москвина. — На всех уровнях власти социальное предпринимательство также оценивается как перспективное направление развития страны, способствующее решению общественных проблем и достижению позитивных социальных изменений».
Ее позицию поддержала эксперт фонда «Наше будущее» Анна Брусницына: «В сложной экономической ситуации именно у социального предпринимательства есть шансы для развития, так как оно объединяет в себе устойчивые экономические модели и решение социальных проблем. Но это ни в коем случае не означает, что стать и быть социальным предпринимателем легко. Многие сложности и ограничения, актуальные для всей предпринимательской сферы, здесь сохраняются, но при этом социальная ценность таких проектов зачастую позволяет им привлекать дополнительные ресурсы — волонтерский труд, частные пожертвования и так далее». О краудфандинге в социальном предпринимательстве рассказал сотрудник портала Планета Ру Алексей Сахаров. Что такое краудфандинг? Это способ привлечения средств (в основном через Интернет) для финансирования проектов. Сейчас он стал очень популярным. Тысячи людей объединяются и вкладывают деньги в полезные и добрые дела.
Социальное предпринимательство — это бизнес, который направлен на решение наиболее острых социальных проблем: социализацию инвалидов, трудоустройство незащищенных групп граждан, образование и просвещение, ответственное отношение к ресурсам, развитие института семьи, экология и здоровье. Своим опытом участия в такой деятельности поделились выступающие из Костромы – руководитель проекта Елена Реброва и директор ветклиники «Лапка» Дмитрий Токуев.
В завершение работы круглого стола его участники подчеркнули актуальность и практическую ценность подобных обсуждений. Полученные знания будут использованы в их дальнейшей деятельности.