Работа по улучшению делового климата в России носит системный характер. Однако пока еще не все уровни власти задействованы:
- федеральный уровень: Национальная предпринимательская инициатива, дорожные карты по ключевым факторам предпринимательского климата
- региональный уровень: Стандарт деятельности органов государственной власти субъектов России по улучшению инвестиционного климата
- муниципальный уровень: механизм улучшения делового климата не разработан и не определен.
При этом именно на муниципальном уровне инвестор сталкивается с основными проблемами, препятствующими реализации инвестиционного проекта на начальном этапе:
- отсутствие земельных участков и информации о них для размещения производств,
- отсутствие необходимой инженерной и транспортной инфраструктуры и информации о них,
- отсутствие планов развития территории и стратегического взгляда на развитие территории со стороны представителей местной власти
- сложности с получением согласований и подключений, административными и коррупционными барьерами,
- отсутствие или невысокое качество трудовых ресурсов.
Вывод: без активизации муниципального уровня политика улучшения национального делового климата не заработает полностью.
В чем проблема: у муниципальных образований (МО) не хватает в полной мере полномочий, ресурсов и стимулов.
«Деловая Россия» считает, что пришло время в полной мере привлекать муниципалитеты к общенациональной задаче улучшения делового климата в стране, сделать их полноправными соучастниками этого процесса. Для решения этой задачи предлагается ряд конкретных инициатив, суть которых – одновременное и минимально необходимое увеличение полномочий, ресурсов и стимулов для МО.
Предложения по увеличению полномочий, ресурсов и стимулов
муниципальных образований
- Дополнить Федеральный закон № 131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» нормой, согласно которой к вопросам местного значения относится «создание благоприятных условий для улучшения делового климата, привлечения инвестиций и развития на территории муниципального образования малого и среднего бизнеса». Предусмотреть соответствующие полномочия в Уставах МО для глав МО и глав местных администраций. Предусмотреть включение в ежегодный отчет глав МО в качестве одной из основных позиций рост инвестиций, развитие бизнеса и увеличение количества рабочих мест.
- Предоставить на практике реальную возможность муниципальным образованиям формировать собственные «бюджеты экономического развития», которые могут быть целевым образом направлены на создание дополнительных условий для развития бизнеса.
- Предусмотреть создание в МО современной эффективной системы администрирования взаимодействия с предпринимателями и инвесторами, в том числе:
- реализацию принципа открытости – образование в МО (на уровне муниципальных районов и городских округов) советов по улучшению делового климата и привлечению инвестиций, для участия в которых пригласить ведущих предпринимателей и инвесторов; повестку работы советов строить на основе вопросов, поставленных инвесторами и предпринимателями
- создание на уровне муниципальных районов и городских округов муниципальных инвестиционных паспортов, которые бы включали основную информацию для предпринимателей и инвесторов: карты распределения и доступа к инфраструктуре, включая готовые площадки с инфраструктурой, планы развития инфраструктуры и строительства на территории МО, сведения о занятой и свободной земле, энергоресурсы, ситуация с рынком труда; административная информация для предпринимателей и инвесторов; информация об инвестиционной привлекательности МО, стоимостная информация по всем разделам
- создание муниципального уровня в структуре инвестпорталов регионов;
- создание системы «одного окна» для оказания услуг предпринимателям;
- Упростить законодательную процедуру выделения земли в городских округах – исключить в Земельном и Градостроительном кодексах процедуру выделения земли через предварительное согласование для всего жилищного строительства и строительства коммерческой недвижимости, оставить две процедуры – торги за земельный участок и конкурс за право аренды. При этом возможность применения акта выбора участков для строительства оставить для промышленных объектов. Расходы на межевание и постановку на кадастровый учет покрывать за счет «бюджета экономического развития».
- Предусмотреть установление единых сроков и цен для прохождения исчерпывающего перечня процедур реализации любого инвестиционного проекта: предоставление земельных участков, получение технических условий для подключения к инженерным сетям, получение разрешения на строительство, ввод объекта в эксплуатацию.
- Сформировать систему налоговых поступлений в бюджет МО, стимулирующих создание условий для развития бизнеса и привлечение инвестиций. Расширить состав и общий объем местных налогов и сборов, закрепить за местными бюджетами часть налоговых доходов, на развитие налогооблагаемой базы которых могут влиять органы местного самоуправления соответствующих территорий, в том числе:
- налоговые поступления от индивидуальных предпринимателей: ЕНВД и патенты – полностью.
- поступления от компаний, который ведут упрощенный учет – не менее 30%.
- увеличение доли от НДФЛ, которая поступает в доход муниципалитета НДФЛ, — неменее 50%.
- налог на добычу общераспространенных полезных ископаемых — класс 14 «Добыча прочих полезных ископаемых» по ОКВЭД – для ископаемых на территории МО, с введением принципа «где добыл, там и плати»
- административные штрафы (за нарушение правил дорожного движения и др.)
- Создать стимулы для повышения эффективности персонала ОМСУ:
- установить возможность выплат годовых бонусов руководителям и работникам ОМСУ на основе общего премиального фонда, при распределении между работниками на усмотрение руководителя, на основе показателей роста местных инвестиций и развития бизнеса – количества зарегистрированных компаний и ИП, количества занятых, роста средней заработной платы, роста доходов МО.
- использовать показатели развития бизнеса на территории МО в качестве одного из основных критериев работы глав МО: рост налогов, привлеченные инвестиции, новые здания, новые промышленные объекты, создание новых рабочих мест, повышение производительности труда, рост легальной трудовой миграции, связь со средним доходом граждан на территории МО;
- сформировать ежегодный всероссийский рейтинг инвестиционной привлекательности МО;
- создать на федеральном и региональном уровнях дополнительные системы финансового поощрения лучших МО, основанных на результатах ежегодного рейтинга;
- разработать федеральные образовательные программы для обучения и обмена лучшими практиками работников ОМСУ, разработать справочную и методическую литературу для ОМСУ, где в виде схем и конкретных рекомендаций описаны основные процедуры работы с бизнесом и инвесторами на всех этапах реализации инвестиционных проектов, создания и развития бизнесов;
- Создание кадрового резерва для муниципальных служащих в каждом регионе;
- предусмотреть возможность зарубежных стажировок российских работников ОМСУ с отбором кандидатов на конкурсной основе;
- разработать механизм приглашения опытных зарубежных управляющих муниципального уровня на контрактной основе
- Разработать стандарты бизнес-планов общераспространенных (типовых) местных бизнесов (торговля, парикмахерские, аптеки и др.), согласованные с требованиями ведущих банков, которые имеют широкую сеть региональных отделений.