18 ноября 2015 года в рамках межрегиональной научно-практической конференции «Профессиональное образование: опыт, проблемы и перспективы» состоялся круглый стол «профессиональная ориентация молодежи: основные направления развития». В мероприятии приняли участие 43 человека: представители бизнеса, члены костромского отделения «Деловой России» Илья Невский и Михаил Гусев, представители отраслевых департаментов, службы занятости населения по городу Костроме, общеобразовательных организаций, профессиональных образовательных организаций Костромской и Вологодской областей, центров содействия трудоустройству выпускников, центров развития карьеры и т. д.
Встречу открыла Татьяна Липаева — доцент кафедры ОГБО ДПО «Костромской областной институт развития образования» с общей темой о профориентационной работе. Речь шла о важности профориентационной работы, о трудностях на уровне государства, которые испытывают участники процесса, какие основные направления следует учитывать, чтобы все участники круглого стола вошли в курс дела с одинаковым пониманием ситуации.
Актуальность темы не вызвала сомнения ни у кого из присутствующих, потому что «выбор профессионального пути очень важен для каждого человека. «На уровне государства это основа развития кадрового потенциала региона. И социально — экономическая эффективность профориентационной работы повышается при включении этого вопроса в общую систему государственной политики», — начала свое выступление Татьяна Липаева.
Доклады от представителей образования осветили различные острые вопросы и яркие достижения в области профориентационного образования школьников и студентов на текущий момент. Стало очевидно, что преподаватели проявляют большой энтузиазм и вкладывают душу в процесс профориентации молодежи.
В учебных заведениях Костромской области существует множество программ и активностей, таких как Конкурс Агитбригад «Я нужен в городе своем», где школьникам представляется перечень профессий в соответствии с потребностями региона, а дети изучают и представляют профессии в рамках «Агитпробегов», посещая другие общеобразовательные организации.
Участники круглого стола пришли к общему мнению о том, что необходимо выработать более четкую систему взаимодействия всех субъектов сопровождения профессиональной ориентации молодежи, учитывая интересы и ответственность друг друга. В таком тесном и постоянном диалоге, по мнению присутствующих, должны обязательно участвовать представители бизнеса и власти, а также вопрос профориентации может эффективно решаться на уровне семьи. По статистическим показателям, именно семья оказывает решающую роль, влияя на выбор профессии выпускника училища или вуза.
Илья Невский: «Я, как представитель реального сектора экономики, наблюдаю очевидный перекос в предпочтениях молодежи в сторону экономических и юридических специальностей, а также профессии военного. Многие вообще уезжают учиться за границу, а работать в большие города. И все потому, что производственные предприятия в большинстве случаев выкупаются, а на их месте строятся жилые комплексы. Мы должны приложить все усилия, принять все возможные меры для того, чтобы молодые люди хотели и могли оставаться в регионе, развивать реальный сектор экономики, а также несли ответственность за свой выбор, за свою жизнь. Очень важно обучить молодежь пониманию того, как строится семья, как распределяются роли отца и матери, пониманию экономики семейного бюджета и самостоятельно рассчитывать свой профессиональный проект».
По итогам круглого стола участники пришли к общему мнению и обсудили процедуру участия всех субъектов в процессе профориентации молодежи. Так например, предприятиям и организациям Костромской области было рекомендовано принять активное участие в реализации совместных планов, а именно:
— организовывать обучающие экскурсии на предприятии, знакомить с профессиями на местах;
— участвовать в формировании отраслевого заказа на подготовку кадров для отдельных сфер экономики региона;
— продолжить участие в проведении телевизионного конкурса профмастерства «Большая перемена».
Михаил Гусев: «Мне было очень приятно участвовать в этом обсуждении в команде профессионалов. Это только начало работы — нужно вести диалог, чтобы мы вместе шли к единой цели, чтобы молодежь школьники и студенты ощущали свою причастность к тому, что происходит в мире, чтобы понимали свою важность и ценность для общества, знали, что от их профессионального выбора зависит дальнейшая судьба нашего региона и России в целом».